УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2021-2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Падарская средняя общеобразовательная школа»
Цели и задачи образовательной организации
Основными целями Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Падарская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – Образовательная
организация) являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье; формирование здорового образа жизни.
Образовательная организация осуществляет обучение и воспитание в интересах личности,
общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий
для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения
потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Образовательная организация несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке, ответственность за качество образования и его соответствие
государственным образовательным стандартам; за адекватность применяемых форм,
методов
и
средств
организации
образовательного
процесса
возрастным
психофизиологическим
особенностям,
склонностям,
способностям,
интересам
обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Ожидаемые результаты
• начальное общее образование (1-4 классы) - достижение уровня элементарной
грамотности, овладение универсальными учебными действиями и формирование
личностных качеств обучающихся в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта;
• основное общее образование (5-9 классы) - достижение уровня функциональной
грамотности, овладение универсальными учебными действиями и формирование
личностных качеств обучающихся в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта, и готовность к обучению по программам среднего общего
образования, осознанному профессиональному выбору;
• среднее общее образование (10-11 классы) - достижение уровня общекультурной,
методологической
компетентности
и
профессионального
самоопределения,
соответствующего образовательному стандарту средней школы.
Реализуемые основные общеобразовательные программы
Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в
образовательном учреждении образовательных программ Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Падарская средняя общеобразовательная школа»
реализует следующие общеобразовательные программы:
• Основные общеобразовательные программы:
• начального общего образования (1-4 классы);
• основного общего образования (5-9 классы);
• среднего общего образования (10-11классы).
• Внеурочная деятельность.

Нормативная база для разработки учебного плана
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Падарская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 учебный год сформирован
в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы,
обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных
общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными
образовательными стандартами.
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось
следующими нормативными документами:
• Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Закон Республики Дагестан «Об образовании в Республике Дагестан» от 16 июня 2014г.
№48;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования ,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009 г. № 373,в редакции приказа Минобрнауки России от
11.12.2020 г.№ 712 (далее –ФГОС начального общего образования);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования,утвержденный приказом Министерства образовани и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,в редакции приказа Минобрнауки России от
11.12.2020 г. № 712 (далее –ФГОС основного общего образования);
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. №413,в редакции приказа Минобрнауки России ль
11.12.2020 г. № 712 (далее- ФГОС среднего общего образования) (для 10-11 классов всех
образовательных организаций);
• Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам-образовательным
программам
начального
общего,основного общего и среднего общего образования»(вступает в силу с 1 сентября
2021 года);
• Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства
образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
• Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской
Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» (для X-XI (XII) классов);
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ
от
06.10.2009г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» с
изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря
2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. (далее - ФГОС начального общего
образования);
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для VVIII классов образовательных организаций);
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан
на получение образования на родном языке».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 «Об
изучении второго иностранного языка»
 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 г.
№ 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в
общеобразовательных организациях»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС945/08 «О
реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.12.2018 № 03-510
«Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности
получения образования на родных языках из числа языков народов Российской
Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных
языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как
родного»;
 Приказ Минобрнауки РД от 15 февраля 2016 г. № 373-09/16 «О внедрении в
образовательные учреждения Республики Дагестан программы курса «Шахматы
в школе»;
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. №254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального об щего,основного общего,среднего общего образования
организациями,осуществляющими образовательную деятельность» ( с
изменениями,приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766) (
далее-Федеральный перечень учебников);

•

•

•

•
•

•

Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения ,отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее –СП 2.4.3648-20);
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г.№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»(далее- СанПин 1.2.3685-21);
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ
от
29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (далее СанПин 2.4.2.2821-10);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014
№1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы

•

•

за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Уставом МБОУ «Падарская средняя общеобразовательная школа»

Режим функционирования образовательной организации
Учебные планы общеобразовательных организаций должны обеспечить выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса,установленных СП
2.4.3648-20 и СанПин 1.2.3685-21, и предусмотреть:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования для 1-4классов;в соответствии с ФГОС начального общего образования срок
получения начального общего образования для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным
программам начального общего образования, независимо от применяемых
образовательных технологий,увеличивается не более чем на два года;
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования для 5-9 классов;в соответствии с ФГОС основного общего образования срок
получения основного общего образования для лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным
программам основного общего образования,независимо от применяемых образовательных
технологий,увеличивается не более чем на один год;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего
образования для Х-Х1 классов .Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам
среднего образования,и для обучающихся,осваивающих основную образовательную
программу в очно-заочной или заочной формах,независимо от применяемых
образовательных технологий,увеличивается не более чем на один год.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
• I класс – 33 учебные недели;
• II-IV классы – не менее 34 учебных недель;
• V-IX классы – от 34 до 37 учебных недель (с учётом экзаменационного периода).
• X-XI классы – от 34 до 37 учебных недель (с учётом экзаменационного периода).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение
года дополнительные недельные каникулы.
Учебный год в образовательной организации начинается 01.09.2021 года.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели.
Максимальная учебная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет:

Классы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Максимальная
учебная нагрузка
при 6-дневной
учебной неделе

21

26

26

26

32

33

35

36

36

37

37

Продолжительность учебной недели: 5-дневная для I классов, 6-дневная для II - XI классов.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели,
объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
• для обучающихся I классов не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5
уроков, за счет урока физической культуры;
• для обучающихся II-IV классов не более 5 уроков;
• для обучающихся V-VI классов не более 6 уроков;
• для обучающихся VII-XI классов не более 7 уроков.
Начало занятий в 08 часов 00 минут. Обучение осуществляется в одну смену.
Обучение в I-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
• учебные занятия проводятся по 6-дневной учебной неделе и только в первую смену;
• обучение проводится безбалльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
• дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном
режиме обучения (февраль).
Продолжительность урока в II-IV классах и в V-XI классах составляет 45 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет от 5 до 10 минут.
Расписание звонков:
1 смена
1 урок: 800 – 845
2 урок: 850 – 935
3 урок: 940 – 1025
4 урок: 1035 – 1120
5 урок: 1125 – 1210
6 урок: 1215 – 1300
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его
выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 часа, в
IV-V классах – 2 часа, в VI-VIII классах – 2,5 часа, в IX-XI классах – до 3,5 часов.
При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык» во II-XI классах,
«Технология» в V-VIII классах, «Информатика и ИКТ» в XIII - XI классах, «Физическая
культура» в X-XI классах осуществляется деление классов на две группы при
наполняемости 25 и более человек.
Учебный план предназначен для образовательных учреждений со смешанным
национальным составом учащихся.
Для изучения предмета «Родной язык» во II-Х1 классах создаются учебные группы на
национальных языках, в том числе и на русском как родном, в каждой из которых должно
быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы создаваться из
параллельных классов, при этом родной язык во всех классах стоит в расписании
одновременно (параллельно) одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для
которых из-за малого количества людей в параллельных классах не могут быть созданы
учебные группы, комплектуется группа для изучения «Дагестанской литературы».
Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного
плана

Общеобразовательная организация для использования при реализации образовательных
программ выбрала:
• учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253);
• учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 14.12.2009 №729).
•
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального об щего,основного
общего,среднего общего образования организациями,осуществляющими
образовательную деятельность» ( с изменениями,приказ
Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766) ( далееФедеральный перечень учебников).

•
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:
• не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана и, формируемую
участниками образовательных отношений, основных общеобразовательных программ.
Учебная нагрузка педагогических работников
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по
учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам
в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.12.2014 № 1601.
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная
нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации.

I.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(I – IV классы)
Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Падарская средняя общеобразовательная школа»
разработан в соответствии с:
• Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Закон Республики Дагестан «Об образовании в Республике Дагестан» от 16 июня 2014г.
№48;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования ,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009 г. № 373,в редакции приказа Минобрнауки России от
11.12.2020 г.№ 712 (далее –ФГОС начального общего образования);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования,утвержденный приказом Министерства образовани и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,в редакции приказа Минобрнауки России от
11.12.2020 г. № 712 (далее –ФГОС основного общего образования);
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. №413,в редакции приказа Минобрнауки России ль
11.12.2020 г. № 712 (далее- ФГОС среднего общего образования) (для 10-11 классов всех
образовательных организаций);
• Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам-образовательным
программам
начального
общего,основного общего и среднего общего образования»(вступает в силу с 1 сентября
2021 года);
• Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства
образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
• Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской
Федерации
от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» (для X-XI (XII) классов);
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ
от
06.10.2009г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» с
изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря
2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. (далее - ФГОС начального общего
образования);
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для VVIII классов образовательных организаций);
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан
на получение образования на родном языке».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 «Об
изучении второго иностранного языка»
 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 г.
№ 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в
общеобразовательных организациях»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС945/08 «О
реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.12.2018 № 03-510
«Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности
получения образования на родных языках из числа языков народов Российской
Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных
языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как
родного»;
 Приказ Минобрнауки РД от 15 февраля 2016 г. № 373-09/16 «О внедрении в
образовательные учреждения Республики Дагестан программы курса «Шахматы
в школе»;
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. №254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего,основного общего,среднего общего образования
организациями,осуществляющими образовательную деятельность» ( с
изменениями,приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766) (
далее-Федеральный перечень учебников);

•

•

•

•
•

•

Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения ,отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее –СП 2.4.3648-20);
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г.№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»(далее- СанПин 1.2.3685-21);
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ
от
29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (далее СанПин 2.4.2.2821-10);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014
№1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы

•

•

за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Уставом МБОУ «Падарская средняя общеобразовательная школа»

Учебный план является частью образовательной программы начального общего
образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Падарская
средняя общеобразовательная школа», разработанный в соответствии с ФГОС начального
общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ
начального общего образования.
Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Падарская средняя общеобразовательная школа» на
2021-2022 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»,
утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее –
СанПиН 2.4.2.2821-10), предусматривает: 4-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования для I-IV классов и определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов.
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения ,отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее –СП 2.4.3648-20);
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г.№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»(далее- СанПин 1.2.3685-21).

Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
• I класс – 33 учебные недели;
• II-IV классы – не менее 35 учебных недель;
• Учебный год начинается 01.09.2021 г.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен
составлять:
• для обучающихся I классов – не должен превышать 4 уроков и один день в неделю –
не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
• для обучающихся II - IV классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков
за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени
на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 ч., в IVV классах – 2 ч.
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
• учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

•

использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35
минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый);
• обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
• дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном
режиме обучения с 15.02.2022 по 20.02.2022 г.
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с
образовательной программой начального общего образования осуществляется деление
классов на две группы при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-IV
классы), при наполняемости классов 25 и более человек.
Для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в том
числе и на русском как родном, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся
одной национальности. Учебные группы создаваться из параллельных классов, при этом
родной язык во всех классах стоит в расписании одновременно (параллельно) одним
уроком.
Начальное общее образование для использования при реализации образовательных
программ выбирают:
• учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего (приказ Минобрнауки России от
31.03.2014 № 253): 1-4 классы - УМК «Школа России»,
• учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729).;
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Основная образовательная программа начального общего образования в I-IV классах
реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с ФГОС начального общего образования в учебном плане установлены не
только обязательные учебные предметы, но и обязательные предметные области: русский
язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке,
иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы
религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
Учебный план основной образовательной программы начального общего образования
состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
К учебным предметам федерального компонента учебного плана отнесены учебные
предметы: русский язык, литературное чтение, родной язык, литературное чтение на
родном языке, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное
искусство, технология, музыка, физическая культура, основы религиозных культур и
светской этики.
К учебным предметам части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, отнесены учебные предметы: русский язык, литературное чтение, математика.
«Окружающий мир» - интегрированный курс - 2 часа в неделю. В его содержание
дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной
направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
«Искусство» - часы, отведенные на преподавание учебной области «Искусство»
распределены следующим образом:

• «Музыка» - учебный предмет - 1 час в неделю в 1- 4 классах;
• «Изобразительное искусство» - учебный предмет - 1час в неделю в 1- 4-х классах.
Целью преподавания изобразительных искусств (живопись, графика, скульптура, дизайн,
архитектура, декоративно-прикладное искусство) является художественное образование и
эстетическое воспитание, приобщение обучающихся к миру пластических искусств как
неотъемлемой части духовной и материальной культуры, в свою очередь является
эффективным средством формирования и развития личности ребенка.
Один из учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета "Технология (Труд)"
использован для преподавания учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классах и
«Основы религиозных культур и светской этики» в IV классах с последующим
возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения на
основной степени образования.
«Технология» - учебный предмет - 1 час в неделю в 1 - 4-х классах. Учебный предмет
«Технология» имеет практико-ориентированную направленность.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития
ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования
системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
«Физическая культура» учебный предмет - 3 часа в неделю, реализуется на уроках
физической культуры.
В оздоровительных целях, для реализации биологической потребности организма детей в
двигательной активности предусмотрено подвижных игр во время перемен, организация
внеклассных спортивных мероприятий. С целью профилактики утомления, нарушения
осанки и зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки.
«Основы религиозной культуры и светской этики» (далее - ОРКСЭ).
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю на изучение учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Аттестация учащихся в IV
классах по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» –
безоценочная.
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у учащегося мотиваций
к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:
•
знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
•
развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей
личности, семьи, общества;
•
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории
и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
•
развитие
способностей
учащихся
к
общению
в
полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры
не
рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями
(законными представителями) учащихся.

Учебный план для ООП начального общего образования
Предметные области

Учебные
предметы

Классы
1-й

Обязательная часть

2-й

3-й

4-й

Все
го

Количество часов в неделю

Русский язык

4

4

4

4

16

Литературное
чтение

2

2

2

2

8

Родной язык

-

1

1

1

3

Литературное
чтение на родном
языке

–

–

1

1

2

–

2

2

2

6

Иностранный язык

Иностранный
язык (английский
язык)

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание
и
естествознание (окружающий
мир)

Окружающий мир

1

1

1

1

4

Основы
религиозных
культур
и
светской этики

–

–

–

1

1

Музыка

1

1

1

1

4

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая
культура

3

3

3

3

12

Физическая культура

17

20

21

22

80

4

6

5

4

19

Литературное чтение

1

1

1

1

4

Родной язык

1

1

1

-

3

Окружающий мир

1

1

1

1

4

Русский язык и литературное
чтение

Родной язык и литературное
чтение на родном языке

Основы религиозных культур и
светской этики

Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений

участниками

Русский язык

1

1

1

1

4

Шахматы

-

1

1

1

3

Литературное чтение на родном языке

-

1

-

-

1

21

26

26

26

99

Максимально
допустимая
шестидневной рабочей неделе)

нагрузка

(при

Календарный учебный график начального общего образования на
2021/2022 учебный год.

1. Календарные периоды учебного года
1.1. Дата начала учебного года: 1 сентября 2021 года.
1.2. Дата окончания учебного года: 30 мая 2022 года.
1.3. Продолжительность учебного года:
– 1-е классы – 33 недели;
– 2–4-е классы – 35 недели.
2. Периоды образовательной деятельности

2.1. Продолжительность
и рабочих днях

учебных

занятий

по

четвертям

в

учебных

неделях

1-е классы
Учебный
период
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

Дата
Начало

Окончание

01.09.2021
29.10.2021
08.11.2021
31.12.2021
11.01.2022
20.03.2022
01.04.2022
24.05.2022
Итого в учебном году

Продолжительность
Количество
Количество
учебных недель
рабочих дней
8
52
8
42
9
41
8
34
33
195

2–4-е классы
Дата
Учебный период

Начало

Окончание

I четверть
II четверть

01.09.2021
08.11.2021

29.10.2021

III четверть
IV четверть

31.12.2021
11.01.2022
20.03.2022
01.04.2022
30.05.2022
Итого в учебном году

Продолжительность
Количество
Количество
учебных недель
рабочих дней
9
54
7
42
10
9
34

58
52
206

2.2. Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней
1-е классы
Продолжительность
каникул, праздничных и
выходных дней в
календарных днях
9
10
7

Дата
Каникулярный период
Осенние каникулы
Зимние каникулы
Дополнительные
каникулы
Весенние каникулы
Летние каникулы
Праздничные дни
Выходные дни
Итого

Начало

Окончание

30.10.2021
01.01.2022
19.02.2022

07.11.2021
10.01.2022
27.02.2022

21.03.2022
24.05.2022

31.03.2022
31.08.2022

10
91
4
35
159

2–4-е классы
Дата
Каникулярный период
Осенние каникулы
Зимние каникулы
Весенние каникулы
Летние каникулы
Праздничные дни
Выходные дни
Итого

Начало

Окончание

30.10.2021
31.12.2021
21.03.2022
31.05.2022

08.11.2021
10.01.2022
31.03.2022
31.08.2022

Продолжительность
каникул, праздничных и
выходных дней в
календарных днях
9
10
11
92
19
57
198

3. Распределение образовательной недельной нагрузки

Недельная нагрузка (6-дневная учебная неделя)
в академических часах

Образовательная
деятельность

1-е классы

2-е классы

3-и классы

4-е классы

Урочная

21

26

26

26

Внеурочная

1

2

2

2

4. Расписание звонков и перемен
1-е классы
Образовательная
деятельность

Сентябрь – октябрь

Ноябрь – декабрь

Январь – май

1-й урок

08:00–08:35

08:00–08:35

08:00–08:35

1-я перемена

08:35–08:50

08:35–08:50

08:35–08:50

2-й урок

08:50–09:25

08:50–09:25

08:50–09:25

2-я перемена

09:25–09:40

09:25–09:40

09:25–09:40

3-й урок

09:40–10:15

09:40–10:15

09:40–10:15

3-я перемена

10:15 – 10:35

10:15 – 10:35

10:15 – 10:35

4-й урок

10:35 – 11:10

10:35 – 11:10

10:35 – 11:10

4-я перемена

11:10 – 11:25

11:10 – 11:25

11:10 – 11:25

5-й урок

11:25 – 12:00

11:25 – 12:00

11:25 – 12:00

Внеурочная
деятельность

с 13.00

c 13.00

c 13.00

2–4-е классы
Урок

Продолжительность
перемены

Продолжительность урока

1-й

08:00–08:45

5 минут

2-й

08:50–09:35

5 минут

3-й

09:40–10:25

5 минут

4-й

10:35–11:20

10 минут

5-й

11:25–12:10

5 минут

Внеурочная деятельность

c 13.00

–

5. Организация промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в переводных классах с25апреля по 17 мая 2022года без
прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана.
Класс

Учебный предмет

Форма промежуточной
аттестации

2–3-й

Русский язык

Тестирование

2–3-й

Литературное чтение

Тестирование

2–3-й

Иностранный язык

Тестирование

2–3-й

Математика

Диагностическая работа

2–3-й

Окружающий мир

Диагностическая работа

2–3-й

Музыка

Собеседование

2–3-й

Изобразительное искусство

Собеседование

2–3-й

Технология

Собеседование

2–3-й

Физическая культура

Тестирование

4-й

Русский язык

Диагностическая работа

4-й

Литературное чтение

Тестирование

4-й

Иностранный язык

Тестирование

4-й

Математика

Диагностическая работа

4-й

Окружающий мир

Диагностическая работа

4-й

Основы религиозных культур и
светской этики (4-й класс)

Собеседование

4-й

Музыка

Собеседование

4-й

Изобразительное искусство

Собеседование

4-й

Технология

Собеседование

4-й

Физическая культура

Тестирование

Приложение 2
Программно – методическое обеспечение учебного плана
Используемые программы и учебники для изучения предметов на базовом уровне в
2019/2020учебном году (на основании Федерального и Регионального перечня)

«Школа России» 1 класс
№
п/п

Название учебника

Издательство

Автор учебника

1

Азбука. В 2-х частях

Москва «Просвещение»

В.Г.Горецкий ., Кирюшкин В. А.,
Виноградская Л. А,2016

2

Русский язык

Москва «Просвещение»

В.П.Канакина , В.Г. Горецкий
,2016

3

Литературное чтение. В 2-х
частях

Москва «Просвещение»

Л.Ф.Климанова ,2016

4

Математика

Москва «Просвещение»

М.И.Моро,2016

Москва «Просвещение»

А.А.Плешаков
,Окружающий
мир в 2-х частях,2016

5

Окружающий мир

6

Технология

7

Изобразительное искусство

Москва «Просвещение»

8

Музыка

Москва « Просвещение» С.Д.Критская,Москва,2001

Н.А.Малышева,2007,с
изменениями 2011

«Дрофа»

Вентана-Граф
Программа под
редакцией
Д.Б.Кабалевского

В.С.Кузин,Э.И.Кубвшкина,2011

В.О.Усачев,Л.В.Школяр,Москва,
2002

«Музыка» 1-8 классы,2004

Москва « Просвещение»
9

Программа под
редакцией
М.Патрикиева

Физическая культура

В.И.Лях,Физическая культура
,2013

Москва «ВАКО»
10

Родной язык(даргинский)

Москва «Просвещение»

Д.Х.Магомедова,2018

« Школа России» 2 класс
№
п/п

Название учебника

Издательство

«Дрофа»

Автор учебника

1

Английский язык

2

Русский язык

Москва «Просвещение»

В.П.Канакина,В.Г.Горецкий,2019в 2-х
частях.

3

Литературное чтение

Москва «Просвещение»

Л.Ф.Климанова
,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова,Москва,
2014,в2-х частях.

4

Математика

Москва «Просвещение»

Моро М.И.,М.А.Бантова,2019, в 2-х
частях.

5

Окружающий мир

Москва «Просвещение»

Плешаков А.А.,2019 , в 2-х частях

: Афанасьева О.В.,Михеева И.В.
Английский язык:учебник для 2 кл.
общеобразовательных
учреждений,2012

6

Технология

7

Изобразительное искусство

8

Музыка

« Дрофа»

« Дрофа»
Москва «Просвещение»

Н.А.Малышева,2007,с изменениями
2011
В.С. Кузин,Э.И.Кубвшкина,2012
Авторская программа
Т.В.Челышева,В.В.Кузнецова,2012,
« Музыка1-4 классы»

9

Физическая культура

10

Шахматы

11

Букварь(дарг.язык)1 класс

12

Литературное
чтение(дарг.яз.)1 кл.

Москва
«Просвещение»,2019

Д.Х.Магомедова

13

Литературное
чтение(дарг.яз)2 кл.

Москва
«Просвещение»,2019

М.М.Уружбекова,А.С.Исмаилова,М.С.М.Мусаев

14

Литературное чтение3 кл.

Москва
«Просвещение»,2019

Д.Х.Магомедова,У.У.Гасанова,М.М.Уру
жбекова,Б.О.Алибеков,Б.А.Алиев

Москва
«Просвещение»,2019

И.О.Ахмедов,А.А.Сулейманов

(дарг.яз)
15

Литературное чтение
(дарг.яз) 4 кл.

Москва «Просвещение»

В.И.Лях,Физическая культура ,2013

Москва «Просвещение»
Москва
«Просвещение»,2019

А.Абдусаламов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (961) 539-58-79

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».