Общеобразовательная программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО) является
нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы Падар,
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного
процесса на уровне среднего общего образования, обеспечивающие достижение требований к
результатам освоения ООП СОО, характеризует особенности организации образовательного
процесса на уровне среднего общего образования.
Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование
обучающихся, обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей,
сохранение и укрепление здоровья. Программа рассчитана на два года.
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования
являются:
• становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности,
осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к
самоопределению;
• достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной
траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей при реализации основной образовательной программы
среднего общего образования (далее - ООП СОО) предусматривает решение следующих основных
задач:
• формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
• сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального
народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение
духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
• обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
• обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО;
• обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в
объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных
учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных
предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для
включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а
также внеурочную деятельность;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального
и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения
профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию
образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего, профессионального образования;
• развитие государственно-общественного управления в образовании;
• формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
• создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
2
В основе ОПП СОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на
основе принципов толерантности, диалога культур и уважения;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития
учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и
конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути
и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
учащихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования на основе познания и
освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития учащихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого учащегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Общая характеристика основной образовательной программы среднего общего
образования
Образовательная программа состоит из следующих разделов:
1. Целевой раздел:
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования;
система оценки достижений планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования;
2. Содержательный раздел:
программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего
образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебноисследовательской и проектной деятельности;
рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего
образования;
программа коррекционной работы.
3. Организационный раздел:
учебный план среднего общего образования;
план внеурочной деятельности;
система условий реализации основной образовательной программы среднего общего
образования;
механизм достижений целевых ориентиров в системе условий;
сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации
основной образовательной программы среднего общего образования;
контроль состояния системы условий реализации основной образовательной
программы среднего общего образования.
ООП СОО ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий
эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала
личности.
Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать
оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.